В эти, ещё бесснежные, выходные прошла краеведческая гостиная в формате круглого стола. В музее "Наследие" находилось целых три кандидата наук на один квадратный метр! Тема встречи "Актуальные проблемы изучения краеведения в нашем городе"
Приглашёнными экспертами выступили:
- к.и.н., ведущий специалист Управления по делам архивов администрации г.о. Тольятти Дмитрий Викторович Янчарук;
- к.и.н., учитель школы с. Тимофеевка Артур Маратович Назаров;
- к.ю.н., доцент Тольяттинского государственного университета, Александр Александрович Иванов;
- историк, главный библиотекарь Объединения детских библиотек Тольятти Игорь Александрович Власенко.
Гости посмотрели фильм, посвящённый переносу Ставрополя, заслушали познавательную экскурсию по экспозиции "Старый... новый город: история одного дома" от Веры Евгеньевны и приступили к беседе. Начавшиеся обсуждения всколыхнули проблему – популяризация краеведения среди широких масс – не входившую в повестку круглого стола. Однако наши участники оказались подкованными и в этом вопросе, и продолжали дискуссию уже в новом векторе. Как итог беседы, участниками круглого стола были тезисно намечены пути решения проблем популяризации краеведческого знания:
История Ставрополя-Тольятти не должна быть ставрополецентричной, нужно помнить, что мы живём в Тольятти. Ведь свою уникальность город обрёл именно под эгидой Тольятти, а вовсе не Ставрополя;
Избавиться от журналистских ярлыков, в частности, Тольятти – моногород. Тольятти не может называться моногородом, имея таких промышленных гигантов как Волгоцеммаш (Цементное машиностроение), АвтоВаз (автомобилестроение), Куйбышевазот, Тольяттиазот и Тольяттикаучук (химическая промышленность), Жигулёвская ГЭС (энергетика);
История Тольятти не должна отталкиваться только от объектов большой промышленности. Помимо предприятий требуется освещать культурную жизнь, городскую среду, спорт, благоустройство города и т.д.;
Предложить бренд — Тольятти как город инноваций. Тем более, что в ХХ веке он таковым и являлся.
Был поднят вопрос идеального школьного учебника по краеведению. Присутствующие сошлись, что требуется интегрировать занятия по краеведению в уроки истории, а не делать их отдельным факультативом. После прохождения глав или параграфа по Всеобщей истории, дети изучают, что в этот период происходило в России, и, плавно уменьшая масштабы, переходят к краеведению. В итоге, дети должны изучать историю родного края в контексте истории России и мира.
Хочется поблагодарить Сообщество молодых учёных и Объединение детских библиотек Тольятти за помощь в организации круглого стола, а также участников, принимавших деятельное участие в дискуссиях. Атмосфера была домашней, а итог встречи продуктивен. Будем с нетерпением ждать очередной встречи, коллеги.